Глобальный кризис медиа

глобальный кризис

Медиабизнес во всем мире переживает не лучшие времена. К уже традиционным угроз, среди которых цензура, угрозы журналистам и нехватка средств на изготовление качественного контента, добавились новые вызовы в виде изящных фейков и бума социальных сетей. В Украине, где только в 2019 году прекратили выход на бумаге два общенациональных издания — «Сегодня» и «Зеркало недели», — есть своя специфика, связанная с молодостью рынка медиа и олигархами, которые контролируют крупнейшие СМИ. Но трансформация медиабизнеса — это не только кризис, это также и возможности для новых проектов. Об этом говорится в исследовании «Бизнес-модели медиа на примере украинских онлайн-изданий общественно-политической и экономической тематики».

Сегодня в Украине, по данным исследования Factum Group, 71% граждан регулярно пользуются интернетом. В возрастной группе до 35 лет этот процент превышает 96%. В погоне за новой цифровой аудиторией большая часть периодических печатных изданий начала выкладывать свои материалы в Интернет. Ранее изданием приходилось конкурировать за рекламные бюджеты между собой. Теперь в борьбу вступили международные цифровые корпорации, такие как Google или Facebook. Благодаря инструментам таргетирования эти корпорации превратились в угрозу для национальных и локальных редакций.

Другая угроза — глобальные коммуникативные войны и распространения фейковых новостей. Или даже создания целых фейковых редакций и медиахолдингов. Политические технологии стали более изящными, а некоторые политики сознательно подрывают доверие к качественным СМИ. Главная цель — доносить свои пропагандистские месседжи через социальные сети напрямую растерянным в океане информации избирателям.

Падение доверия к медиа

Все это приводит к падению доверия к медиа. В США полностью или преимущественно доверяют национальным СМИ 31%, локальным — 45% респондентов. И доверие граждан к медиа зависит от их политических предпочтений (демократы доверяют медиа больше), как свидетельствует опрос Gallup.

В Украине доверие к медиа также невысока. По данным опроса USAID-Internews «Отношение населения к СМИ и потребления различных типов медиа в 2019 году» доверие к украинским СМИ лежит между 19% для регионального радио или общенациональной прессы и 49% и 51% для национального ТВ и национальных интернет-медиа соответственно.

Также, ситуация в Украине осложняется особенностями молодого украинского медиарынка. Фактически он начал формироваться всего 28 лет назад. К сожалению, у нас нет медиабрендов, которые существовали сотни лет. Первый номер авторитетного «Зеркала недели» вышел в 1994 году. Влиятельная «Украинская правда» существует с 2000. Для сравнения, британский The Economist основан в 1843 году, а американская The New York Times — в 1851 году.

А еще, в большинстве украинский не сформировалась привычка выписывать газеты или платить за цифровой контент. Единицы из тысяч украинских изданий ввели платный доступ к своему контенту в сети.

И напоследок — олигополия. Это еще одна особенность украинского рынка, которая мешает появлению новых медиапроектов и искажает рынок. Олигархи контролируют не только крупнейшие телевизионные группы — в сети они также достаточно влиятельные. Среди пяти наиболее популярных общественно-политических сайтов Украины по сентябрь 2019 два принадлежат одним из богатейших людей страны: Ринату Ахметову и Игорю Коломойскому. Еще два — бывшим или действующим чиновникам и депутатам Михаилу Бродскому и Андрею Садовому. И только один из владельцев можно отнести к бизнесменам, которые системно работают в медиабизнесе.


Источник

Исследования Центра совершенствования экономической журналистики при Киевской школе экономики «Бизнес-модели медиа на примере украинских онлайн-изданий общественно-политической и экономической тематики».

Добавить комментарий

X