Регуляторная среда в Украине

Регуляторная среда

Несмотря на утвержденный План дерегуляции и улучшение позиции в рейтинге Doing Business регуляторная среда в Украине остается сложной. Как изменить ситуацию?

В общем роль и объем правительственного вмешательства — достаточно спорный вопрос в мире. Многие страны имели опыт как «закручивания гаек» (после кризиса 2008 года), так и ослабление правительственных ограничений. Ослабление является явлением более распространенным, и такая дерегуляция обычно бывает двух типов. Радикальная — резкий отказ от регуляторных ограничений. Применялась, например, в Хорватии, Македонии и Армении, а также выборочная, которую избрала Украина.

Масштабная реформа дерегуляции в Украине стартовала в начале 2015 года с принятия Кабинетом министров постановления №42 «Некоторые вопросы дерегуляции хозяйственной деятельности». Целью реформы было дерегулировать предпринимательскую деятельность, привести украинское законодательство в соответствие с европейским. А еще, к 2020 году войти в топ-30 рейтинга Doing Business. Конечной же целью было привлечь в экономику больше местных и международных инвестиций.

И хотя шансы на достижение этой цели небольшие, с 2014 года, когда она занимала в Doing Business 112 место, позиция Украины в рейтинге стабильно улучшалась. Сейчас (в соответствии с Doing Business 2019) Украина занимает 71 место по сравнению с 76 в 2018 году и 80 в 2017 году. Улучшение позиции удалось достичь в первую очередь за счет прогресса в сферах открытия бизнеса. А также благодаря защите прав миноритарных инвесторов и обеспечения выполнения контрактов. Несмотря на движение в правильном направлении, регуляторная среда в Украине остается сложной. Иногда противоречивой. Имеет много устаревших норм, не имеющих смысла как с экономической точки зрения, так и с точки зрения здравого смысла…

План дерегуляции

Первый План дерегуляции на 2015-2016 годы, включавший 131 мероприятие, было принято в марте 2015 года. Почти 60% мероприятий удалось внедрить уже к концу 2015 года. В августе 2016 Кабинет министров утвердил обновленный План мероприятий по дерегуляции хозяйственной деятельности на 2016-2017 годы (далее — «План»), действующего до сих пор. План установил ряд задач по улучшению и упрощению регуляторной среды в таких стратегических сферах как сельское хозяйство, строительство, нефть, газ и минеральные ресурсы, энергетика, информационные технологии и телекоммуникации, пищевая промышленность. В общем План включал в себя 112 мероприятий сгруппированных в 11 разделов. Ожидалось, что эти меры ослабят регуляторное бремя в этих сферах и в целом улучшат бизнес-среду в Украине.

За внедрение Плана действий отвечает Государственная регуляторная служба Украины (ДРСУ). Все государственные учреждения, упомянутые в Плане, должны ежемесячно предоставлять ДРСУ отчеты о выполнении мероприятий Плана, за которые они отвечают.

По состоянию на 20 июля 2019 из 112 мероприятий, предусмотренных Планом, еще не выполнено 32. Один мероприятие было вообще вычеркнут из Плана. Наиболее проблемной сферой с высокой долей неудачных мероприятий по дерегуляции является упрощение административных процедур регулирования хозяйственной деятельности. Очевидно, что новому правительству придется пересмотреть План и ускорить процесс дерегуляции.

Более того, чтобы предотвратить появление новых неэффективных правил, в конце 2015 года для всех новых регуляторных актов, изданных ветвями исполнительной власти, было введено обязательный Анализ регуляторного воздействия (АРВ) и Тест малого предпринимательства (М-тест). М-тест подобен SME-тесту. Его в ЕС используют для оценки регуляторной стоимости новых законодательных инициатив. А именно таких, которые затрагивают малый и средний бизнес. Они часто есть намного более уязвимыми к правительственным ограничений, чем крупный бизнес.

В Украине дерегуляция и предпринимательская деятельность стали одними из приоритетов Национального совета реформ. Он был создан в 2014 году. Совет должен стать платформой для переговоров и достижения компромисса основных игроков. А именно представителей исполнительной и законодательной ветвей, а также представителей гражданского общества. К сожалению, амбициозные цели создателей Совета так и остались на бумаге.

Несмотря на приложенные усилия, экономика Украины остается жестко и часто неэффективно регулируемой.

Чтобы изменить ситуацию, нужны несколько шагов:

Во-первых, новое правительство должно пересмотреть и ускорить план дерегуляции.

Во-вторых, Украина должна принять закон о пересмотре регуляций или период их действия. Это является обычной практикой в ??странах ЕС. Многие правила в ЕС имеют «срок годности». А эффективность бессрочных правил должна оцениваться через определенный период (как правило, 3-5 лет). После этой оценки правило может быть пересмотрено, изменено или отменено.

В-третьих, усовершенствовать применение анализа регуляторного воздействия (АРВ). Сделать его действенным инструментом для отмены вредных правил, а не только бюрократических документов. Аналогичный инструмент надо применять для регуляторных актов парламента, чтобы прекратить законодательный «спам». Именно им было отмечено предыдущий созыв.

В-четвертых, улучшить качество коммуникации с бизнес-сообществом, чтобы мотивировать сферу в большей саморегуляции. Этот принцип был внесен в Концепции дерегуляции, разработанной Минэкономразвития в 2015 году, однако ему не уделили достаточно внимания.


По материалам — https://voxukraine.org/uk/zakruchuvannya-gajok-chomu-ekonomika-ukrayini-dosi-ye-regulovanoyu/

Добавить комментарий

X